###Лобановский навсегда. Портрет гения и его эпохи ###
На кинофестивале Молодость презентовали документальный фильм о Валерии Лобановском, самом выдающемся тренере в истории украинского футбола. Особенность персоны Лобановского раскрывается через многочисленные комментарии бывших игроков и экспертов, редкостные архивные кадры и слова самого тренера.
«Лобановский навсегда» начинается с эпизода выхода на стадион «Динамо»... виолончелиста. Музыкант рассматривает пустые трибуны, садится в центре поля и начинает играть. На первый взгляд, довольно прямолинейная метафора - музыкант, маэстро - это тот самый Лобановский, маэстро Лобановский, человек, который всегда играл свою песню. Однако этот образ имеет и другое измерение. Не зря отчетливо подчеркивается одиночество музыканта на стадионе. Кем был Валерий Лобановский? Авторы фильма прослеживают путь Лобановского от талантливого игрока к тренеру-новатору, но его фигура, его особенность, его загадка остаются непознаваемыми.
Школьный медалист, жаждущий знаний студент Киевского политехнического института, любитель шахмат - таким мы видим Лобановского, когда он начинал карьеру в Динамо. Комментарии Геннадия Орлова, Артема Франкова, Юрия Рыбчинского дают возможность понять контекст футбола Лобановского-игрока. Зрелище воспринималось немного наивно и романтично, а потому «балерина», «гусь» Лобановский со своей необычной манерой игры отвечал футболу своего времени.
Однако Лобановский больше нам известен как тренер и этому этапу его карьеры посвящена львиная доля фильма. Карло Анчелотти и Мишель Платини отдают дань тренерскому гению Лобановскому и вспоминают, как играли с его сборной СССР на чемпионатах мира и Европы. На устах французских спортивных журналистов - знаменитый финал Кубка Кубков с Атлетико 1986-го года в Лионе, игроки Динамо 70-х-80х-90х делятся опытом работы с метром. Кто-то, как вот, например, Олег Блохин ограничивается обобщениями («Да, я забивал Баварии, но работала вся команда), другие, вроде Андрея Шевченко, удивляют интересными откровениями.
Размытая мозаика свидетельств современников Лобановского иногда прерывается бесценными архивными кадрами его собственных выступлений. Тезисы Лобановского всегда четкие и взвешенные, будь то отчет времен СССР или ответ тележурналисту независимой Украины. Лобановский был крайне прагматичным человеком - фильм рассказывает и об упреках его противников о «выездной модель» и договорных матчах, несколько раз провозглашается тезис, что он «был не ангел», как им и не может быть профессионал в мире спорта.
Кульминационные вершины фильма - два повествования о двух матчах, которые для Лобановского навсегда остались непонятными: поединок СССР с Бельгией на ЧМ-1986 в Мексике, и домашний полуфинал Лиги чемпионов с Баварией в сезоне 1998/1999. Две трагические истории, когда в исполнение идеального плана идеальной игры вмешивались нелогичные обстоятельства. Именно нелогичность результата этих двух поединков поражала Лобановского, которые всю жизнь любил науку и точность.
Исчерпывающие рассказать о выдающейся личности в рамках одного фильма крайне трудно. Иногда авторам фильма «Лобановский навсегда» не хватает глубины и художественного вкуса, однако создать портрет Лобановского - изобразить оригинальность его идей и убеждений, специфику его отношений с окружающими, его места в истории спорта и страны авторам удалось. Хотя бы ради этого и стоит посмотреть фильм.
В широкий прокат «Лобановский навсегда» выйдет 1 декабря 2016 года.